21 сентября в 14:00 в холлах 4 этажа Библиотеки им. В.Г. Белинского открывается выставка об уникальном культурном наследии России — зданиях и сооружениях российских железных дорог. Связывая разные части страны и людей, российские железные дороги являются достоянием истории, которое вызывает не только теплые чувства, но и тревогу: так стремительно меняется железнодорожный пейзаж. На выставке представлены материалы как об утерянных памятниках, так и о тех сооружениях, которые заброшены, но могут быть спасены. Показаны примеры сохранения наследия: реставрированные РЖД сооружения и опыт европейских стран. Фотографии дополнены некоторыми документами и атрибутами работников железной дороги.
Выставка подготовлена общественным движением «Архнадзор» (Москва) и рассказывает о том, в каком состоянии находятся объекты железнодорожного культурного наследия по всей России: от Пскова до Тайшета, от Архангельска до Москвы.
С момента появления в России первых железных дорог их строительство стало делом государственной важности. По традиции, заложенной еще Николаем I, проекты новых линий утверждали и курировали лично российские императоры. Железнодорожные магистрали строили лучшие инженеры и архитекторы. Российские железные дороги — это сотни красивейших исторических зданий: депо, водонапорные башни, вокзалы, служебные постройки. Многие из них созданы выдающимися зодчими: Константином Тоном, Львом Кекушевым, Илларионом Ивановым-Шицем, Александром Бенуа, Алексеем Щусевым.
В экспозиции собраны примеры:
бессмысленных сносов (Веерное депо в Москве, вокзал в Войсковицах Ленинградской области, подмосковная платформа Ильинское — последний дачный вокзал России);
безграмотной реконструкции и искажения исторического облика (вокзал станции Кипрево во Владимирской области; многочисленные постройки Московской Окружной железной дороги);
зданий под угрозой уничтожения (вокзал станции Сеятель в Новосибирске);
сгоревших вокзалов (Калязин Тверской области, платформа Курорт в черте Петербурга), заброшенных зданий (практически все водонапорные башни).
Всего на выставке представлено около шестидесяти объектов, демонстрирующих все богатство архитектурного наследия железных дорог, потеря которого недопустима.