Главная > Статьи > Это интересно > Иван-чай - русское золото

Иван-чай - русское золото

08 июля 2016
Категория: Это интересно

За окном трансфера, в котором утром собралась небольшая компания журналистов, мелькали картофельные поля, первые стоги сена, мужчина, ведущий под уздцы худую белую лошадь. Казалось, откуда бы под Ревдой взяться целому полю Иван-чая, который обещали нам показать? Но неожиданно монотонный поток зелени стал прерываться фиолетовыми пятнами.

Одно, два, три. Поворот, и вот, по правую руку от нас, простирается большое поле, сплошь усеянное яркими цветами. Выходим. Стараемся наблюдать, как профессионалы одним ловким движением руки собирают целую гость листьев. Ноги и руки ужасно обжигает крапива. Неудивительно, ведь Иван-чай с крапивой, как брат с сестрой. Кстати сказать, все поле с этим целебным растением, с точки зрения биологии, один живой организм. У этой большой компании единый материнский корень, к которому присоединяются корни поменьше, образуя своеобразную сетку.

 

Сбор урожая проходит два с половиной месяца (июнь, июль и начало августа). В 7 часов рабочие уже выходят в поле. Сбор листьев выполняется только вручную – это позволяет сразу отбраковывать поврежденные и зараженные листья и посторонние примеси. Интересно, что от времени сбора листьев во многом зависит вкус и сорт чая.

Самые первые упоминания о целебных свойствах Иван-чая и краткое описание рецептов приготовления датируются началом 12 века. В средневековье иноземные купцы называли Иван-чай «русским золотом», скупая его для продажи в Европе наравне с медом и пушниной. Чайная культура в России начала появляться в 17 веке. Тогда, в Европу стал завозиться восточный чай, сильную конкуренцию которому составил отечественный Иван-чай. В то время Россия была мировым лидером по экспорту этого целебного сорняка. Великобритания, владевшая огромными чайными плантациями в Индии, каждый год покупала десятки тысяч пудов Копорского чая. И даже статья о нем была включена в Большую Британскую энциклопедию. Однако, такая ситуация совсем не устраивала «Ост-Индскую» чайную компанию. Благодаря эффективным приемам черного пиара Иван-чай был вытеснен с Европейского рынка, а затем и с Российского.

На данный момент лидером в этом сегменте рынка является Уральская компания Айдиго. Проект совсем новый (был запущен в прошлом году), но компания уже смогла организовать поставки этого продукта почти по всей территории нашей страны. Этому способствует быстрый рост спроса на напиток, который приводит к увлечению людей здоровым и правильным питанием.

Чтобы посмотреть, что происходит с листьями чая, которые только что ловко собрали трое умелых ребят, нас привезли на производственный участок. Заходим. Здесь довольно тепло, влажно, пахнет мокрой травой, хлебом, цветами. Румяные девушки быстро перебирают пальцами в поисках плохих листьев и тут же отбраковывают их. Большие и сильные парни таскают тяжелые ящики сырого чая. Работа кипит, а наша группа мешается под ногами, просит позировать для фотографий, надоедает своими вопросами, но, несмотря на это, все работники выглядят умиротворенными, спокойными, терпеливо позируют и отвечают на вопросы.

 

Наверное, когда здесь нет посторонних, в этом небольшом помещении царит спокойная, семейная обстановка, в которой и продукт получается соответствующий.

Здесь нас научили тому, как определить качество чая. Если листочки при заваривании раскрываются и начинают напоминать настоящие листки, то можно быть уверенным – вы пьете настоящий чай.

Производство Иван-чая в компании «Айдиго» состоит из 8-и этапов: сбор, сортировка, завяливание, обжарка, скручивание, ферментация, сушка и упаковка.

Чтобы увидеть, как происходит последний этап производства, мы отправились в Березовский. До того, как разрешить нашей группе пройти в цех, прочитали лекцию по технике безопасности, одели в белые шапочки, халаты и бахилы. Девушкам с маникюром и кольцами выдали голубенькие перчатки, чтобы ничего не могло нарушить стерильность процесса.

 

В цехе довольно шумно, но людей совсем немного. Фасуют Иван-чай в пирамидки всего две немецкие машины. Кстати, вы когда-нибудь задумывались, каким образом у производителей чая получается так ловко создать треугольник из мягкой сетки? Все дело в том, что при склейке таких пакетиков применяют ультразвук. Конечно, на это требуется больше затрат, чем на привычные многим фильтр-пакеты, но рынок диктует свои условия: это более удобно, эстетично и современно.

Несмотря на то, что машин упаковки чая всего две, за день в цеху получается склеить 30-40 тысяч двухграммовых пирамидок, а в месяц - около полумиллиона.

Работа в цеху, конечно, однообразная, но интересная. Вряд ли найдется время скучать. Всегда нужно быть начеку: вовремя поменять коробку, которая заполнилась чаем, подстроить оборудование, заметить брак.

Долго в цехе нас держать не стали, все-таки шумно и почти ничего не слышно.  В завершении нашей экскурсии все пробовали чай. Здесь был нежный чай «Утренняя роса», который ближе к зеленому, в его заварку добавляют цвет Иван-чая, (больше для красоты заварки, чем для придания насыщенности вкусу) его больше предпочитают девушки.  Черный чай «Медовый спас» нам рекомендовали, как напиток, более подходящий для мужчин. Ну и очень приятный чай в пирамидках с удивительными сочетаниями: брусника и ромашка, клюква и мята, Иван-чай с лимоном.

Вкус Иван-чая заметно отличается от привычного нам черного или зеленого чая в пакетиках. Но, нужно приучать себя и свой организм к хорошему. Стоить ли говорить, что этот напиток обладает тонизирующими свойствами, способствует похудению, прибавляет жизненной силы? Стоит только попробовать и остановиться уже не получится.  

Автор текста: Анна Бочкарева

Фото: Юлия Путилина 


Премьеры июля 2016. Вторая неделя 

Отзыв на фильм "Отмель"  

Полина Гагарина выступила для жителей Екатеринбурга бесплатно 

Самые необычные университеты Америки и Европы 

Подборка фильмов о любви   

Судьба ветерана: потерянное детство и ужасы войны 

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск