Главная > Статьи > Учеба > Жизнь в темпе allegro: день обычного студента-музыканта

Жизнь в темпе allegro: день обычного студента-музыканта

12 марта 2019
Категория: Учеба

Многие думают, что быть творческой личностью – сплошной каждодневный праздник, полный музыки, творчества и встреч с интересными людьми. Это далеко не так. Развеем множество мифов и стереотипов о музыкантах, а также приоткроем завесу над их жизнью.

Мы провели два дня с Алёной Кузнецовой, студенткой третьего курса в музыкальном колледже имени Шостаковича в городе Кургане. Алёна учится на хорового дирижёра, за её плечами пройдено множество этапов: музыкальная школа, народное пение, гастроли с ансамблем по России, а также выступления в Норвегии и Швеции.

В свои восемнадцать лет она уже преподает вокал и хор в родной музыкальной школе, а также даёт уроки изобразительного искусства маленьким детям в колледже. Она как никто другой знает, насколько насыщена жизнь музыканта. 

Утро. Развеиваем мифы и стереотипы о музыкантах

Утро музыкантов начинается задолго до того, как приходят преподаватели в колледж. Правильный студент просыпается в четыре утра и уже в шесть все разбирают ключи от кабинетов и без устали атакуют музыкальные инструменты и ноты.

В начале обучения преподаватели заранее интересуются у подопечных, есть ли возможность заниматься дома. Ну и, конечно, подготовить психологически соседей, разъяснить ситуацию. Если договориться не получается, то можно заниматься в колледже, главное успеть урвать ключи.

Предметы делятся на общие, вроде английского и географии, и специальные, например гармонию, вокал и историю музыки. «Не математика царица наук, а гармония», - смеётся Алёна, намекая, что для любого музыканта теория музыки, начиная с сольфеджио, это «самая жесть». Задачи по гармонии даже в страшном сне астрофизика не привидится: вот была песня, а тебе нужно составить целое произведение на её основе, определять на слух интервалы, уметь считать ритмический рисунок. Пропустишь одно занятие – год не наверстаешь. Иногда просят написать лёгкую гамму, а ты не можешь. Трудно перейти от сложного к простому.

Между занятиями на коротких перерывах Алёна раскрывает секреты «музыкального закулисья».

Миф первый: вокалисты пьют сырые яйца

В любом деле находятся самые отчаянные ребята, которые готовы пить сырые яйца и полоскать горло кока-колой, когда пропадает голос. Но в колледже такое не практикуют. Зато преподаватели дают чёткие указания, когда точно нельзя петь, чтобы сберечь голос: первые три дня месячных, в период простуды и першения в горле. Лучше переждать это время, иначе даже яйца волшебных драконов не помогут.

Миф второй: все музыканты – одухотворённые интеллигентные люди

Провести день в колледже оказалось задачей непростой, как минимум потому, что ты воспринимаешься как чужак. Оделся по-простому и ошибся – кругом патлатые парни первыши, неформальные и креативные старшекурсницы. Одним словом, в стенах колледжа обитают яркие и неординарные личности.

- До поступления я думал, что музыканты такие возвышенные, интеллигентные, но уже в колледже я увидел, как вокалисты курят, был неприятно удивлен этим. Все мои представления об идеалах исчезли, - рассказывает Владислав Шмырин, студент третьего курса дирижерского отделения.

Миф третий: все музыканты обожают классическую музыку и могут сыграть любое произведение

Музыканты – обычные люди, поэтому даже под крылом музы Эвтерпы не стыдно слушать Ольгу Бузову или наслаждаться гитарными риффами сиэтловского гранжа. И не будучи сверхразумом, они не способны знать все произведения, да, даже «Мурку». Зато то, что их цепляет, они исполнят вам с огромным удовольствием, и вы не пожалеете.

День. Узнаём тонкости хорового исполнения и даём характеристики музыкантам

Нам удалось побывать на занятии смешанного хора, который состоит из учащихся, некоторых преподавателей и иллюстраторов. Иллюстратор – человек, окончивший музыкальный колледж, который за определённую плату выступает в хоре.

Программа для выступления хора – один из зачётов государственного экзамена для четвёртого курса. Каждый из выпускников-дирижёров готовит своё произведение.

По очереди каждый прорабатывает произведение с хором, который делится на женские и мужские голоса. В состав женских голосов входят: сопрано первое и второе – высокие голоса верхнего и среднего регистра; альт первый и второй – низкие голоса нижнего и среднего регистра. В состав мужских: тенора – высокий приятный звук;бас – низкий глубокий звук.

В некоторых местах один голос солирует, а остальные аккомпанируют ему, создают фон, в других – голоса переплетаются, создаётся диалог.

Изначально текст песен не учится. Всё поется сольфеджио, то есть, пропеваются ноты. Так исполнители лучше изучают партии и мелодии, чтобы точно попадать в ноты и создавать нужную интонацию.

Дирижёр в этом плане несёт груз ответственности, под его руководством оживает песня – он задаёт темп, ритм, отмечает характер и манеру исполнения, указывает моменты, где нужно усилить звук, а где уступить, и множество других тонкостей, без которых невозможно рассказать целую историю голосом, передать эмоции и чувства, заложенные в партитуре.

Все «болящие и страждущие» сидят за партами и строго по партитуре отмечают оговариваемые дирижёром места. Если болеешь, то сиди и внимательно слушай.

Существует такое деление на народное и академическое пение. У них разная подача звука, звукообразования, манеры исполнения. Поэтому зачастую, кто в музыкальной школе имел народную базу, тому трудно перестраиваться на академическое пение в колледже. А преподаватели здесь ревностно относятся к своему направлению, говорят, что нужно найти у себя «кнопку, чтобы уметь переключать голосовые режимы». Что даётся не так-то просто.

Кроме обычных предметов в музыкальном колледже преподаётся психология. На одном из занятий студенты давали характеристики музыкальным отделениям. Например про пианистов говорят, что они замученные жизнью люди, приветливые, но закоренелые ботаники, постоянно чем-то загруженные. А вокалисты - зазнавшиеся личности, которые никогда ничего не делают и для них всегда всё просто.

Вечер. Превращение студента в молодого преподавателя.

Поскольку стипендия приходит не из федерального бюджета, а из городского, то получают студенты мало – в среднем 600 рублей за месяц и 180 рублей проездные, как на такие деньги могут выжить приезжие ребята из районов? Без опеки родителей не обойтись.

Поэтому многие хватаются за спасительные подработки по специальности. Кто сценическое искусство ведёт для малышей, кто помогает в школах искусств. Алёна вернулась в родную школу, но уже в качестве преподавателя по вокалу и хору.

В кабинет порой заглядывают старшие коллеги, не с целью следить за каждым шагом, а чтобы пообщаться и посмотреть на молодое поколение за работой, помочь и подсказать в трудной ситуации. Хотя Алёна и одна справляется отлично: ребята слушаются и уважительно обращаются на вы - Алёна Александровна. Родители воспитанников сперва присматривались к молодому учителю, но увидев ответственный подход и положительный результат у детей, стали относиться снисходительно и даже обращаться за помощью и советом.

- В начале учебного года я установила дистанцию ученик-учитель, даже старшие ребята, кто младше меня на два года, хотя и обращались ко мне на ты, позже начали соблюдать субординацию. Если нарушают дисциплину, то в первые разы стараюсь отшучиваться, но потом становлюсь строже, могу ведь и двойку поставить. А так стараюсь устраивать чаепития в конце четвертей, писать им звёздочки-пожелания лично каждому и даже ставить пятёрки за улыбки, - рассказывает Алёна набегу от музыкальной школы  и обратно до колледжа. У студентов совершенно нет времени поесть даже по дороге.

Вечером в колледже преподавателей нет. В коридорах повторяют произведения аккордеонисты, кабинеты разобраны пианистами и дирижёрами. Многие ребята под конец дня собираются вместе и помогают друг другу разбирать произведение или решать теорию. Обычно все расходятся ближе к девяти вечера, когда вахтёры начинают прогонять их мётлами.

Поздно вечером Алёна преподает подготовишкам уроки изобразительного искусства. Они входят в класс эстетического развития для дошкольников, которые пойдут в музыкальную школу при колледже. Вместе с детьми они создают рисунки, аппликации из пластилина, риса, ваты или соли. План она составляет сама, исходя из времени года и ближайших праздников. Ребятишки от неё в восторге, юные художники всегда с удивлением и радостью учатся новым творческим приёмам.

В конце дня приходит эмоциональное выгорание, как говорит Алёна: «дети – это энергетические вампиры, как бы хорошо или плохо ни прошёл урок, ты тратишь много сил и эмоций на занятия с ними».

Готовиться к собственным урокам не хватает сил, поэтому учиться самостоятельно приходится либо рано утром, либо посвящать этому всё воскресенье.

Под занавес истории

Выходные, но времени нет сходить в кафе или на встречу с друзьями, ведь нужно спешить на репетицию.

В честь юбилея музыкальной школы и 75-летия Курганской области, все собрались организовать праздничный концерт в областной филармонии – ученики и выпускники школы, а также их преподаватели.

Строгая режиссёр, отвечающая за вкусный вид выступлений, требовала от детей, как от звёзд всероссийской эстрады. Из конца зала она могла различить любую неточную мелочь.

Под руководством Алёны Александровны детский хор исполнил несколько песен. В течение всего мероприятия Алёна и сама не раз выходила на сцену в качестве сольного исполнителя.

И ведь ради музыки Алёна бросила школу по середине десятого класса, чтобы поступить в колледж. И сейчас нисколько об этом не жалеет.

- Стоя под светом софитов, я чувствую, что занимаюсь своим делом. Я не могу без музыки, и это взаимно, - говорит Алёна. 

Автор: Анастасия Еговцева

Фото: Анастасия Еговцева


«Не все выдерживают запах формалина и вид трупов»: кратко о жизни студентов-медиков

«Если девушке захочется внимания, то ей стоит идти к нам»: студент-инженер об учёбе в университете 

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск