Главная > Статьи > Учеба > Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по истории

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по истории

19 сентября 2019
Категория: Учеба

ФИПИ проанализировала все работы, написанные в 2019 году, и составила список ошибок, которые чаще всего допускают выпускники. «УралСтудент» собрал самое главное из доклада ФИПИ по каждому предмету, а также разобрал задания, которые тяжело даются сдающим.

Как выглядит ЕГЭ по истории

ЕГЭ по истории разделено на две части. 1 часть представляет собой 19 заданий с кратким ответом. Среди них встречались: задания на выбор, где надо выбрать правильный ответ из предложенных; задания на определение последовательности расположения данных элементов; задания на установление соответствия; задания, в которых требовалось по указанным признакам определить термин, век, имя и т.д.

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом. №20–22 – комплекс заданий, где необходимо было проанализировать исторический текст. №23–25 – задания, требовали применения причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

Где большего всего допускали ошибки

Задания на знание исторической хронологии (№1 и №2) участники ЕГЭ этого года выполнили хорошо, больше половины участников справились. Но №2 показался выпускникам сложнее. Наиболее распространённые ошибки при выполнении данного задания были связаны именно с незнанием хронологии событий истории России XX в

Задание 5, которое проверяло знание исторических фактов, процессов, явлений выполнено с результатом 61%. Но, как и при выполнении задания 2, выпускники допускали много ошибок связанных с незнанием фактов из истории России XX в.

Задание 6 посвящено работе с историческими источниками, его выполнили хуже тех, что мы рассмотрели выше.

Задание:

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Одним из последствий событий, о которых идёт речь в отрывке, стало принятие нового свода законов.

2) В период правления монарха, упомянутого в отрывке, к Московскому государству 6 были присоединены Новгород и Тверь.

3) Согласно тексту отрывка часть служилых людей, направленная монархом на подавление народного восстания, перешла на сторону бунтовщиков.

4) Одной из причин восстания, о котором идёт речь в отрывке, явился вызванный чередой неурожайных лет голод.

5) Монарх, упомянутый в тексте, – представитель династии Рюриковичей.

6) Описываемые события произошли в начале XVII в.

Из частично правильных ответов, которые давали выпускники, наиболее распространённым был 3546. По мнению экспертов, такой ответ означает, что многие участники ЕГЭ не сумели определить ситуацию, о котором говорится в источнике, или же определили ситуацию, но их подвело незнание контекстной информации, связанной с этой исторической ситуацией – в данном случае это были последствия Соляного бунта, время правления династии Рюриковичей.

Также многие выпускники дали неправильный ответ – 3645 и получили 0 баллов за это задание. Кроме уже указанных причин, на результат выполнения задания могла повлиять их невнимательность   в характеристике 6 сказано именно о начале XVII в., поэтому она относится ко второму отрывку, но не к первому, в котором описывается ситуация, сложившаяся в середине XVII в.

Результаты выполнения задания 6 в этом году были наиболее низкими, когда используемые в задании источники относились к XV–XVII вв.

Задание 7 на множественный выбор требуют хорошего знания исторических фактов. Наиболее трудными в этой серии оказались задания по XX в.

Основной причиной ошибок в №8, где проверялось знание фактов Великой Отечественной войны, - слабое знание исторической географии. Чаще всего участники ЕГЭ ошибались в тех случаях, когда требовалось написать название города.

В 1 части хуже всего справились с №10. Здесь требовалось определить событие, исторического деятеля, название чего-либо и т.д., о которых идёт речь в письменном историческом источнике. При этом источник, который предлагается в данном задании, всегда посвящён  XX или началу XXI в.

В задании 11 ошибки связаны со слабым знанием фактов всеобщей истории.  Нынешние выпускники с заданием 12 справились хуже выпускником 2018 года. Здесь было необходимо работать с историческим источником. По словам проверяющих, основная ошибка при выполнении данного задания - невнимательность и слабое знание исторических фактов.

В заданиях 13–16 экзаменуемые работали с исторической картой. Трудными оказались те, которые были связаны с историей Великой Отечественной войны.

Задание 17 смогли выполнить 44% экзаменуемых. Здесь проверялось знание фактов истории культуры. Чаще всего неправильно определяют автора произведения культуры и время их создания.

Во второй части заметны улучшения результатов. В случае с №20 и №21 успех зависит от периода, который попадается в задании. А вот №22 выполняют плохо вне зависимости от взятого исторического периода. 

Самым сложным заданием стал №24. Как утверждают проверяющие, основная проблема заключается в неумении выпускников на основе исторических фактов правильно формулировать аргументы. 

Задание:

«Создание военных поселений в первой четверти XIX в. могло стать одним из эффективных способов решения экономических и социальных проблем страны».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Чтобы выполнить задание, нужно понять, требуется подтвердить/опровергнуть. В данном случае необходимо обратить внимание на то, что речь идёт о военных поселениях. Создание военных поселений при аргументации необходимо связать с решением социально-экономических проблем страны. Эта связь при подтверждении предложенной точки зрения должна указывать на решение социальноэкономических проблем после введения военных поселений и на неблагоприятные последствия или отсутствие благоприятных последствий от введения военных поселений при опровержении предложенной точки зрения.

Эти связи не просматриваются, например, в такой фразе участника ЕГЭ: «Армия сама себя кормила». Данный аргумент не может быть принят, так как непонятно, о какой армии идёт речь (не указано, что имеются в виду военные поселения). Кроме того, проблема, которую в данном случае решали военные поселения, в явном виде не обозначена.

Можно предположить, что это экономическая проблема: значительные расходы на содержание армии, отягощавшие государственный бюджет Российской империи. Аргумент, который мог бы быть принят, например, таков: «Военные поселения, по мысли их организаторов, должны были обеспечивать себя продуктами питания, что способствовало уменьшению расходов бюджета на содержание армии».

При указании аргументов в опровержение предложенной точки зрения выпускники писали следующее: «Создание военных поселений часто приводило к недовольству и бунтам военных поселенцев». В данном суждении присутствует указание на проблему, которая усугублялась из-за создания военных поселений (недовольство определённой социальной группы, бунты). Но такой аргумент не может быть принят, поскольку некорректно указана причина недовольства и бунтов: они были вызваны не самим по себе созданием военных поселений (как указано в ответе), а теми порядками, которые были в них установлены, чрезмерной регламентацией труда и быта поселенцев.

Правильный аргумент мог быть сформулирован так: «Чрезмерная регламентация труда и быта военных поселенцев приводила к недовольству этой группы населения и к бунтам».

Также не может быть принято в качестве аргумента в опровержение предложенной точки зрения утверждение: «Труд военных поселенцев был неэффективным». Дело в том, что в данном положении представлено указание на отсутствие благоприятных последствий для социальной и экономической сфер, но не указан механизм порождения неэффективности. Без указания этого механизма (или статистики, которая бы свидетельствовала о неэффективности труда военных поселенцев) данное суждение является спорным с исторической точки зрения. В самом деле, почему военные поселенцы трудились менее эффективно, чем крестьяне? И действительно ли они трудились менее эффективно?

Корректный аргумент может быть, например, следующим: «Совмещение солдатской службы с хозяйственной деятельностью приводило к недостатку времени для этой деятельности и внимания к ней, что делало ее неэффективной».

В №25 требовалось написать историческое сочинение. Задание оценивалось по нескольким критериям. Самым трудным для выпускников оказалась задача не допустить фактических ошибок. Указать, как указанные приведённые события повлияли на дальнейшую историю России - использовались максимально обобщенные формулировки, лишенные конкретного содержания. Они не засчитывались проверяющими. Например (для периода 1564–1572 гг.): «События этого периода привели к тому, что позже в России началась Смута». Для того чтобы данное положение засчитали, необходимо было указать, о каких событиях идёт речь, и объяснить, как эти события повлияли на то, что в стране наступил период Смуты.

Также слабо справились с задачей назвать исторические личности и их роли в названных в сочинении событиях. Например, выпускник пишет: «Владимир Мономах организовал походы против половцев». В данном случае он указывает процесс, в котором Владимир Мономах действительно сыграл роль, но для выполнения требования задания необходимо было указать не процесс, а конкретное действие Владимира Мономаха. Например, можно было написать, что Владимир Мономах инициировал Любечский съезд князей, на котором было принято решение о совместной борьбе против половцев.

Мало кто смог указать причинно-следственные связи. Они имели неполную формулировку и поэтому были спорными с исторической точки зрения. Например: «Причиной начала "холодной войны" была победа СССР в Великой Отечественной войне». Но причиной «холодной войны» была не сама по себе победа СССР, а значительное усиление роли и авторитета СССР в мире в результате этой победы в условиях сохранения идеологического противостояния между СССР и Западом. Указанные дополнительные условия были необходимыми для начала «холодной войны».

Эксперты считают, что низкие показатели выполнения данного задания связаны с тем, что выпускники пытаются воспроизвести готовые тексты сочинений из различных пособий и интернет-ресурсов.


Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по обществознанию

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по химии

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по физике

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск