Индустриальная биеннале
Просмотров: 1128
Что такое Биеннале?
В минувшую субботу – 9 октября подошла к концу первая уральская индустриальная биеннале, или, попросту говоря – выставка современного искусства. Некоторые могут удивиться: – «раз прошла, так чего же ещё писать? Организаторы, наверно и так уже все уши об этом прожужжали».
Отчасти так и есть. Ещё весной – в апреле, было объявлено, что Екатеринбург готовиться стать площадкой для культурного события международного масштаба. Соучредители проекта заготовили хвалебные слова о взаимовыгодном сотрудничестве и его ценности для всего уральского региона и его жителей. Взаимным пиаром все остались довольны, так что в следующий раз тема биеннале всплыла в июле на инновационной выставке «ИННОПРОМ». Было окончательно решено, что современному искусству на Урале быть. И вот месяц назад несколько площадок по всему Екатеринбургу открыли свои двери для посетителей.
Количество и качество
Местом размещения главной экспозиции служило здание бывшей типографии «Уральского рабочего». Циклопические залы вместили в себя несколько десятков экспонатов от компактных видеомониторов до масштабных инсталляций. Казалось бы, замысел организаторов осуществился – масштабная выставка привлекла внимание общественности к новому искусству и сама уже стала платформой для новых сопутствующих проектов. Приглашенные VIPы наполняли биеннале собственным содержанием – проводились встречи, круглые столы, привлекалась всё большая аудитория. Казалось, этому празднику жизни не будет конца. Однако своё мнение пришлось изменить после посещения выставки в один из дней, полностью свободный от проходящих мероприятий.
По залам курсировали лишь маленькие группки в 2-4 человека. Посетители – в основном девушки, смеялись, беседовали и проходили экспонаты как бы между делом, оставаясь равнодушными к 90% выставки. Наибольшим успехом пользовалось «важнейшее из искусств». Вот пара девушек с разноцветными волосами смотрит документалку о жизни поклонников азиатских мультиков. Вот ещё группка с заливистым хохотом наблюдает как на мониторе две художницы – их ровесницы обсуждают сексуальный имидж европейских политиков. В затемненном помещении устроились на скамейке несколько школьников. На экране семейство, по замыслу сценариста вынужденное жить в магазине IKEA с удовольствием рассуждает о плюсах и минусах рыночной экономики в рамках отдельно взятой ячейки общества.
…Кому хороша, а кому ни шиша.
Получившаяся картина не слишком хорошо вписывается в радужное видение организаторов выставки. Да, внимание аудитории к биеннале есть. Но замыслы большинства из представленных здесь художников оказались нераскрыты публикой. Каждый искал что-нибудь близкое к собственному пониманию. Так что, проблуждав два часа между экспонатами, стремясь охватить своим вниманием их все, зритель мог не получить исчерпывающее представление ни об одном.
Что получилось в остатке? – Руководство области, Министерство Культуры и Центр Современного Искусства (РЦСИ) запустили новый проект, который сулит в будущем неплохие преференции. Художники, участвующие в выставке, получили хорошую раскрутку. Но простой зритель почти не ощутил того, что в Екатеринбург пришла какая-то новая творческая струя. За решением собственных вопросов, организаторы забыли о том, что отечественный зритель ещё во многом далек от европейских художественных традиций. Но начало положено. Прошедшая биеннале обещает стать лишь первой среди тех, которые в будущем будут проходить в столице Урала каждые два года. За это время политики и искусствоведы могут сделать так, что бы из клуба по интересам она превратилась в по-настоящему важное культурное событие.
С. Курильченко
-
Отзывы
-